В.Коматовский

 

ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ ИНЖЕНЕРИЯ КАК РАБОТА НАД ОШИБКАМИ

 

 

Рациональное изменение правил, регулирующих процесс подготовки и проведения выборов, а также связанных с ним отношений, осуществляется средствами избирательной инженерии, в том числе, и в случае необходимости совершенствования избирательного процесса для предотвращения возможных правовых коллизий. В то же время, часто возможны ситуации, когда избирательную инженерию приходится применять в качестве «институциональной скорой помощи» в целях разрешения уже существующих противоречий, возникших в связи с допущенными ранее ошибками. Рассмотрим это на примере формирования представительных органов муниципальных образований Владимирской области.

На основании вступивших в силу положений Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон о местном самоуправлении)1, регулирующих вопросы проведения муниципальных выборов как в ранее существовавших, так и во вновь образованных муниципальных образованиях, в том числе в муниципальных районах, Законодательным Собранием Владимирской области весной 2005 года был принят ряд законов, определяющих статус муниципальных образований Владимирской области.

Административные центры 13 из 16 муниципальных районов (Александровский, Вязниковский, Гороховецкий, Камешковский, Киржачский, Кольчугинский, Меленковский, Петушинский, Селивановский, Собинский, Судогодский, Суздальский, Юрьев-Польский) получили статус городских поселений2 и попали под ограничение, предусмотренное пунктом 2 части 4 статьи 35 Федерального закона о местном самоуправлении, в соответствии с которым число депутатов, избираемых на прямых выборах от одного поселения в представительный орган муниципального района не может превышать две пятых от установленной численности.

В соответствии с имеющейся на 2005 год численностью избирателей в административных центрах Александровского, Вязниковского, Гороховецкого, Киржачского, Кольчугинского, Селивановского и Юрьев-Польского районов, а также в связи с образованием только двух сельских поселений в Муромском районе3, выборы в представительные органы данных муниципальных районов по мажоритарной системе относительного большинства не могли быть проведены без превышения нормы представительства в две пятых от одного поселения.

Таблица 1.

 

№ п/п

 

 

 

 

 

Наименование муниципального района

 

 

 

 

 

Численность избирателей района на момент объявления выборов 01.07.2005

Количество городских и сельских муниципальных образований в районе

Наименование административного центра муниципального района

 

Численность избирателей административного центра на момент объявления выборов в 2005 году

 

Количество депутатских мандатов в Совете народных депутатов района

Количество мандатов, составляющих 2/5 от общей численности Совета народных депутатов района

Избрано депутатов от административного центра в 2005 году

1.

Александровский

93661

8

город Александров

50863

37

15

 

20

 

2.

Вязниковский

74455

7

город Вязники

38205

17

7

 

10

 

3.

Гороховецкий

20587

4

город Гороховец

11592

15

6

 

8

 

4.

Кольчугинский

47985

6

город Кольчугино

39096

25

10

 

20

 

5.

Киржачский

35602

5

город Киржач

25706

20

8

 

13

 

6.

Селивановский

17725

5

поселок Красная Горбатка

8184

15

6

 

7

 

7.

Юрьев-Польский

29699

4

город Юрьев-Польский

15090

20

8

 

10

 

 

Это обусловлено тем, что в соответствии с подпунктом «а» пункта 4 статьи 18 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закон об основных гарантиях)4 при определении одномандатных избирательных округов должно соблюдаться примерное равенство одномандатных избирательных округов по числу избирателей с допустимым отклонением от средней нормы представительства избирателей не более чем на 10 процентов.

При этом положения обоих федеральных законов имеют равную юридическую силу, и ни одна из норм не является приоритетной.

В случае невозможности одновременного выполнения указанных требований Федеральный закон о местном самоуправлении предоставляет возможность, указанную в пункте 1 части 4 статьи 35, согласно которой представительный орган муниципального района может состоять из глав поселений, входящих в состав муниципального района, и из депутатов представительных органов указанных поселений, избираемых представительными органами поселений из своего состава в соответствии с равной независимо от численности населения поселения нормой представительства.

Кроме того, в части 3 статьи 23 Федерального закона о местном самоуправлении содержится положение, в соответствии с которым избирательная система, применяемая при проведении муниципальных выборов в данном муниципальном образовании определяется уставом муниципального образования в соответствии с установленными законом субъекта Российской Федерации видами избирательных систем.

Законом Владимирской области от 13 февраля 2003 года N 10-ОЗ
«Избирательный кодекс Владимирской области» (далее - Избирательный кодекс) в редакции Закона Владимирской области от 29.06.2005 № 84-ОЗ5 в части 1 статьи 4 для выборов депутатов представительных органов муниципальных образований была предусмотрена только мажоритарная избирательная система относительного большинства.

В процессе подготовки выборов в советы народных депутатов6 Александровского, Вязниковского, Гороховецкого, Киржачского, Кольчугинского, Селивановского, Юрьев-Польского и Муромского районов, назначенных на 16 октября 2005 года7, ни один представительный орган районов или поселений, входящих в состав указанных муниципальных образований, ни органы государственной власти Владимирской области не инициировали соответственно переход на комплектование представительного органа муниципального района из глав и депутатов представительных органов поселений, либо прямые выборы по иной избирательной системе, например смешанной.

В то же время, уже 29 декабря 2005 года Центральная избирательная комиссия Российской Федерации (далее – ЦИК РФ) приняла решение о направлении органам государственной власти субъектов Российской Федерации и избирательным комиссиям субъектов Российской Федерации разработанного модельного закона субъекта Российской Федерации «О выборах депутатов представительного органа муниципального района» для возможного использования в работе по совершенствованию регионального законодательства о выборах, в котором предусмотрены соответствующие процедуры для применения семи видов избирательных систем, в том числе мажоритарной относительного большинства, трех видов смешанной и трех – пропорциональной избирательных систем, а также оговорены конкретные случаи, когда в императивном порядке применяется смешанная избирательная система. Так, например, когда в составляющих муниципальный район поселениях численность населения распределена таким образом, что не позволяет при применении мажоритарной избирательной системы выполнить одновременно требование пункта 2 части 4 статьи 35 Федерального закона о местном самоуправлении и пункта 4 статьи 18 Федерального закона об основных гарантиях, применяется смешанная пропорционально-мажоритарная избирательная система8.

Конечно, модельный закон появился только после проведения выборов осенью 2005 года, однако правовая позиция ЦИК РФ по описанному выше вопросу была выработана гораздо раньше9.

Таким образом, несмотря на явное противоречие действующему законодательству, соответствующими избирательными комиссиями были составлены, и советами народных депутатов утверждены схемы одномандатных округов по выборам депутатов советов народных депутатов Александровского, Вязниковского, Гороховецкого, Киржачского, Кольчугинского, Селивановского, Юрьев-Польского и Муромского районов в рамках мажоритарной избирательной системы относительного большинства.

В результате выборов в данных муниципальных районах представительство в советах народных депутатов от одного поселения превысило порог в две пятых, установленный Федеральным законом о местном самоуправлении, и составило соответственно: для г.Александрова – 20 депутатов вместо 15; для г.Вязники – 10 депутатов вместо 7; для г.Гороховца – 8 депутатов вместо 6; для г.Киржача – 13 депутатов вместо 8; для г.Кольчугино – 20 депутатов вместо 10; для пос.Красная Горбатка – 7 депутатов вместо 6; для г.Юрьев-Польского – 10 депутатов вместо 8; для Борисоглебского и Ковардицкого сельских поселений Муромского района – по 7 депутатов при норме не более 6.

В декабре 2007 года в связи с окончанием 2-х летнего срока полномочий были проведены выборы депутатов Совета народных депутатов Муромского района10.

При отсутствии каких-либо изменений в законодательстве Владимирской области и Уставе муниципального образования подготовка и проведение выборов были осуществлены с теми же нарушениями, что и в 2005 году.

Срок полномочий нового созыва Совета народных депутатов Муромского района должен был истечь осенью 2011 года, а советов народных депутатов всех других муниципальных районов, о которых идет речь, - в марте 2010 года.

Однако, Законом Владимирской области от 9 июня 2009 года N 52-ОЗ «О продлении и сокращении сроков полномочий органов местного самоуправления в целях совмещения дня голосования на выборах органов местного самоуправления» (далее – Закон о продлении и сокращении сроков) срок полномочий представительного органа Муромского муниципального района был сокращен на 9 месяцев, а остальных перечисленных муниципальных районов – продлен на 12 месяцев. То есть, следующие выборы должны состояться 13 марта 2011 года11.

Данный закон был принят в соответствии со статьей 1 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 149-ФЗ «О внесении изменений в статьи 8 и 82 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», предусматривающей возможность законом субъекта Российской Федерации однократно не более чем на один год продлить или сократить сроки полномочий органов местного самоуправления в целях совмещения дня голосования на выборах не менее чем в две трети органов местного самоуправления муниципальных образований в данном субъекте Российской Федерации12.

Законом о продлении и сокращении сроков были продлены и сокращены сроки полномочий органов местного самоуправления в общей сложности 100 (из 127) муниципальных образований Владимирской области для того, чтобы:

- организовать выборы глав муниципальных образований и депутатов Советов народных депутатов в большинстве муниципальных образований в один день;

- сэкономить средства на проведение выборов за счет кумулятивного эффекта от использования разноуровневых организационных и информационных ресурсов;

- создать условия для проявления гражданской активности избирателей области, повысить явку избирателей на избирательные участки в день голосования;

- избежать совмещения дней голосования на выборах разного уровня и появления количества избирательных бюллетеней, превышающего лимит, предусмотренный действующим законодательством13.

В связи с тем, что на предстоящих выборах депутатов советов народных депутатов Александровского, Вязниковского, Гороховецкого, Киржачского, Кольчугинского, Селивановского, Юрьев-Польского, Муромского, а также Камешковского районов в условиях мажоритарной избирательной системы относительного большинства невозможно одновременное выполнение требований пункта 2 части 4 статьи 35 Федерального закона о местном самоуправлении и пункта 4 статьи 18 Федерального закона об основных гарантиях, избирательными комиссиями не могут быть сформированы схемы избирательных округов, что приведет к неназначению выборов.

Таблица 2.

 

№ п/п

 

 

 

 

 

Наименование муниципального района

 

 

 

 

 

Численность избирателей в муниципальном районе на 01.01.2010

Численность избирателей на один одномандатный избирательный округ

Наименование административного центра муниципального района

 

Численность избирателей административного центра на 01.01.2010

 

Количество депутатских мандатов в Совете народных депутатов района

Количество мандатов, составляющих 2/5 от общей численности Совета народных депутатов района

Будет избрано депутатов от административного центра в 2011 году при существующих округах

1.

Александровский

94916

2565

город Александров

50898

37

15

 

20

 

2.

Вязниковский

72684

4276

город Вязники

41734

17

7

 

10

 

3.

Гороховецкий

20012

1334

город Гороховец

12395

15

6

 

9

 

 

4.

 

Камешковский

26187

1637

город Камешково

11245

16

6

7

5.

Кольчугинский

47934

1917

город Кольчугино

39224

25

10

 

20

 

6.

Киржачский

35413

1771

город Киржач

25847

20

8

 

15

 

7.

Селивановский

17136

1142

поселок Красная Горбатка

7866

15

6

 

7

 

8.

Юрьев-Польский

29367

1468

город Юрьев-Польский

15458

20

8

 

11

 

 

Учитывая изложенное, Избирательной комиссией Владимирской области инициировано принятие Закона Владимирской области от 7 апреля 2010 года N 26-ОЗ «О внесении изменений в Закон Владимирской области «Избирательный кодекс Владимирской области»14, предусматривающего возможность использования на выборах депутатов представительных органов муниципальных образований городских округов и муниципальных районов смешанной избирательной системы, которая за счет распределения не менее половины депутатских мандатов между партийными списками15, позволит укрупнить одномандатные избирательные округа и, тем самым, уменьшить представительство одного поселения в депутатском корпусе муниципального района.

Что касается еще одной описанной ранее возможности устранения противоречий, установленной пунктом 1 части 4 статьи 35 Федерального закона о местном самоуправлении, то в связи с принятием Федерального закона от 27.12.2009 N 365-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления»16 инициатива о формировании представительного органа муниципального района из глав и депутатов представительных органов поселений, входящих в состав муниципального района, может быть выдвинута не позднее, чем за один год до наступления даты, начиная с которой представительный орган муниципального района был бы вправе принять решение о назначении выборов депутатов представительного органа муниципального района нового созыва в соответствии с Федеральным законом об основных гарантиях и, учитывая этот фактор, не может быть реализована к выборам марта 2011 года.

Теоретически еще имеется малореализуемая возможность изменения статуса муниципального образования с городского поселения на городской округ и совсем уж маловероятная версия об отмене порога представительства одного поселения, установленного пунктом 2 части 4 статьи 35 Федерального закона о местном самоуправлении.

Нельзя не упомянуть и о возможности урегулирования вопроса превышения нормы представительства одного поселения путем формирования новой схемы округов в рамках действующей мажоритарной избирательной системы относительного большинства.

Пунктом 4«а» статьи 18 Федерального закона об основных гарантиях и пунктом 4«а» статьи 25 Избирательного кодекса Владимирской области регламентируется возможность образования одномандатного избирательного округа, включающего в себя части территорий более чем одного муниципального образования, либо образование избирательного округа, включающего в себя территории одного или нескольких муниципальных образований и часть территории другого муниципального образования. Отдельные одномандатные избирательные округа в этом случае могут быть образованы с допустимым отклонением от средней нормы представительства избирателей не более чем на 20 процентов17.

Данные нормы позволяют формировать смешанные избирательные округа, включающие часть территории городского (административного центра муниципального района) и сельского (сельских) поселений. То есть, смешанный округ может быть составлен таким образом, что определить, какое муниципальное образование будет представлять избранный депутат, будет невозможно. А значит, формально норма представительства одного поселения в депутатском корпусе муниципального района, установленная Федеральным законом о местном самоуправлении, не нарушена.

В то же время, пунктом 5 статьи 18 Федерального закона об основных гарантиях и пунктом 5 статьи 25 Избирательного кодекса Владимирской области предусмотрено, что при образовании одномандатных избирательных округов учитываются административно-территориальное устройство (деление) субъекта Российской Федерации, территории муниципальных образований18.

Это значит, что формирование смешанных округов не может осуществляться произвольно, а должно соответствовать указанным особенностям.

Произвольное формирование избирательных округов может привести к обжалованию результатов выборов и признанию их недействительными. Кроме того, известно, что произвольная нарезка округов может быть истолкована как «джерримандеринг» (манипуляция границами избирательных округов при их составлении в интересах определенной группы)19. С проблемой «джерримандеринга» в первую очередь сталкиваются при проведении выборов по одномандатным избирательным округам в условиях существования мажоритарной избирательной системы. Следствием джерримандеринга, который также называется избирательной геометрией или избирательной географией, является нарушение равного избирательного права.

Изменение избирательной системы, даже на уровне муниципального образования субъекта Российской Федерации, - шаг серьезный. Избирательная инженерия далеко не всегда подразумевает замену избирательной системы в целом, но мы рассматриваем именно тот случай, когда только переход с мажоритарной на смешанную систему может устранить нарушения действующего законодательства.

Проанализировав складывающуюся ситуацию, Избирательная комиссия Владимирской области рекомендовала органам местного самоуправления Александровского, Вязниковского, Гороховецкого, Киржачского, Кольчугинского, Селивановского, Юрьев-Польского, Муромского, а также Камешковского муниципальных районов, в сроки до начала формирования схемы округов в сентябре 2010 года внести изменения в уставы муниципальных образований, предусматривающие использование при проведении выборов в советы народных депутатов смешанной избирательной системы.

При этом необходимо учитывать, что при переходе на смешанную избирательную систему добавляется еще один бюллетень для голосования избирателей. При совмещении выборов, например, главы и депутатов поселения с выборами главы и депутатов муниципального района, избираемых по смешанной системе, избиратель может получить возможность голосования более чем по четырем бюллетеням. В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона об основных гарантиях и частью 1 статьи 9 Избирательного кодекса совмещение дней голосования на выборах разного уровня, в результате которого избиратель будет иметь возможность проголосовать одновременно более чем по четырем избирательным бюллетеням, за исключением бюллетеней, выданных в связи с проведением досрочных, повторных или дополнительных выборов, не допускается20.

Предварительный расчет показал, что в единый день голосования 13 марта 2011 года в 27 муниципальных образованиях Александровского, Гороховецкого, Камешковского, Киржачского, Кольчугинского, Муромского, Селивановского муниципальных районов в результате совмещения выборов и перехода на смешанную систему при выборах депутатов районного совета, избиратель получит для голосования 5 бюллетеней, что запрещено законом.

Уменьшить число избирательных бюллетеней для голосования можно с помощью изменения порядка выбора главы муниципального образования в сельском, городском поселении или муниципальном районе путем перехода с прямых выборов на выборы из состава депутатского корпуса. Такую возможность предусматривают положения пунктов 1 и 3 части 2 статьи 36 Федерального закона о местном самоуправлении, в которых закреплено, что глава муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования избирается на муниципальных выборах либо представительным органом муниципального образования из своего состава, и в последнем случае исполняет полномочия его председателя21.

В рассматриваемом случае необходимые изменения в уставы муниципальных образований должны быть внесены и зарегистрированы до объявления в декабре 2010 года выборов в органы местного самоуправления22.

В то же время, понимая, что выборы, в результате совмещения которых избиратель будет иметь возможность проголосовать более чем по четырем бюллетеням, не могут быть назначены, Избирательной комиссией Владимирской области через Законодательное Собрание Владимирской области внесена и 27 апреля 2010 года принята поправка в Избирательный кодекс, которая предусматривает, что «если при совмещении дней голосования на выборах разного уровня избиратель будет иметь возможность проголосовать одновременно более чем по четырем избирательным бюллетеням (за исключением бюллетеней, выданных в связи с проведением досрочных, повторных или дополнительных выборов) выборы более низкого уровня назначаются на второе воскресенье октября года, в котором они должны были быть проведены, а в год проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации очередного созыва - на день голосования на указанных выборах, либо на второе воскресенье марта года, следующего за годом, в котором они должны были быть проведены».

Аналогичная норма предусмотрена пунктом 4 статьи 811 Федерального закона об основных гарантиях23. Однако подобный механизм предусмотрен лишь для переходного периода, и не предполагает его использование в общем порядке. В этой части федеральное законодательство имеет пробел в нормативном регулировании избирательного процесса.

В целях исключения возможности дальнейшего нарушения действующего законодательства при подготовке и проведении выборов в представительные органы вышеперечисленных муниципальных районов, а также для восполнения пробела нормативного регулирования на уровне субъекта Российской Федерации, данная норма рекомендована Избирательной комиссией Владимирской области для включения в общую часть Избирательного кодекса.

Как мы видим, в процессе урегулирования всей описанной ситуации были и будут задействованы такие механизмы избирательной инженерии, как: институционализация на уровне субъекта Российской Федерации; изменение подзаконных нормативно-правовых актов: уставных норм ряда муниципальных районов Владимирской области (включая публичные слушания и регистрацию в уполномоченном органе), решений Избирательной комиссии Владимирской области, решений территориальных избирательных комиссий, на которые возложены полномочия муниципальных избирательных комиссий рассматриваемых муниципальных образований (включая составление схемы округов); изменение управленческих решений (в т.ч. главой администрации муниципального образования: об организационно-техническом обеспечении выборов, об образовании избирательных участков, об определении на территории избирательных участков мест для размещения печатных агитационных материалов; территориальным управлением (отделом) МВД России (в т.ч. об обеспечении безопасности мест нахождения избирательных комиссий, мест изготовления, хранения и маршрутов доставки избирательных бюллетеней, помещений для голосования; и др.)

Результатом предпринятых действий в данном случае, кроме достижения основной цели, станет расширение представительства политических партий в советах народных депутатов муниципальных районов за счет перехода на смешанную систему и, соответственно, перераспределение депутатских мандатов.

К сожалению, допущенная в 2005 году ошибка, приведшая к применению средств избирательной инженерии для устранения проблем нормативного регулирования избирательного процесса, может повлечь за собой и негативные последствия в виде частичного нивелирования результата, достигнутого Законом о продлении и сокращении сроков.

В том случае, если органы местного самоуправления не смогут оперативно принять описанные в данной статье меры и исключить совмещение выборов, при которых возможно голосование более чем по четырем бюллетеням, и выборы более низкого уровня будут перенесены на день голосования на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации очередного созыва, то цель организации выборов глав муниципальных образований и депутатов Советов народных депутатов в большинстве муниципальных образований в один день, экономии средств и кумулятивного эффекта на выборах, - не будет достигнута.

 

______________________________________________________

1См.: Собрание законодательства РФ. № 40. 06.10.2003. ст.3822.

2См.: Закон Владимирской области от 16.05.2005 № 61-ОЗ «О наделении округа Александров и вновь образованных муниципальных образований, входящих в его состав, соответствующим статусом муниципальных образований и установлении их границ». // Владимирские ведомости. № 158-165. 18.05.2005; Закон Владимирской области от 16.05.2005 № 62-ОЗ «О переименовании муниципального образования округ Вязники в муниципальное образование Вязниковский район, наделении его и вновь образованных муниципальных образований, входящих в его состав, соответствующим статусом муниципальных образований и установлении их границ». // Владимирские ведомости. № 158-165. 18.05.2005; Закон Владимирской области от 13.05.2005 № 56-ОЗ «О наделении Гороховецкого района и вновь образованных муниципальных образований, входящих в его состав, соответствующим статусом муниципальных образований и установлении их границ». // Владимирские ведомости. № 158-165. 18.05.2005; Закон Владимирской области от 11.05.2005 № 51-ОЗ «О наделении Камешковского района и вновь образованных муниципальных образований, входящих в его состав, соответствующим статусом муниципальных образований и установлении их границ». // Владимирские ведомости. № 156-157. 17.05.2005; Закон Владимирской области от 27.04.2005 № 36-ОЗ «О наделении Киржачского района и вновь образованных муниципальных образований, входящих в его состав, соответствующим статусом муниципальных образований и установлении их границ». // Владимирские ведомости. № 138-139. 28.04.2005, № 140. 29.04.2005; Закон Владимирской области от 16.05.2005 № 64-ОЗ «О переименовании муниципального образования округ Кольчугино в муниципальное образование Кольчугинский район, наделении его и вновь образованных муниципальных образований, входящих в его состав, соответствующим статусом муниципальных образований и установлении их границ». // Владимирские ведомости. № 158-165. 18.05.2005; Закон Владимирской области от 13.05.2005 № 57-ОЗ «О наделении Меленковского района и вновь образованных муниципальных образований, входящих в его состав, соответствующим статусом муниципальных образований и установлении их границ». // Владимирские ведомости. № 158-165. 18.05.2005; Закон Владимирской области от 13.10.2004 № 159-ОЗ «О наделении Петушинского района и муниципальных образований, входящих в его состав, соответствующим статусом муниципальных образований и установлении их границ». // Владимирские ведомости. № 289-290. 20.10.2004; Закон Владимирской области от 13.05.2005 № 59-ОЗ «О наделении Селивановского района и вновь образованных муниципальных образований, входящих в его состав, соответствующим статусом муниципальных образований и установлении их границ». // Владимирские ведомости. № 158-165. 18.05.2005; Закон Владимирской области от 06.05.2005 № 38-ОЗ «О наделении Собинского района и муниципальных образований, входящих в его состав, соответствующим статусом муниципальных образований и установлении их границ». // Владимирские ведомости. № 148-151. 11.05.2005, № 158-165. 18.05.2005, № 171. 25.05.2005; Закон Владимирской области от 13.05.2005 № 60-ОЗ «О наделении Судогодского района и вновь образованных муниципальных образований, входящих в его состав, соответствующим статусом муниципальных образований и установлении их границ». // Владимирские ведомости. № 158-165. 18.05.2005; Закон Владимирской области от 26.11.2004 № 190-ОЗ «О наделении Суздальского района и вновь образованных муниципальных образований, входящих в его состав, соответствующим статусом муниципальных образований и установлении их границ». // Владимирские ведомости. № 331. 27.11.2004; Закон Владимирской области от 14.10.2004 № 161-ОЗ «О наделении муниципального образования город Суздаль статусом городского поселения и установлении его границы». // Владимирские ведомости. № 291-292. 21.10.2004; Закон Владимирской области от 11.05.2005 № 55-ОЗ «О наделении Юрьев-Польского района и вновь образованных муниципальных образований, входящих в его состав, соответствующим статусом муниципальных образований и установлении их границ». // Владимирские ведомости. № 156-157. 17.05.2005.

3См.: Закон Владимирской области от 13.05.2005 № 58-ОЗ «О наделении соответствующим статусом вновь образованного муниципального образования Муромский район и вновь образованных муниципальных образований, входящих в его состав, и установлении их границ». // Владимирские ведомости. № 158-165. 18.05.2005.

4См.: Собрание законодательства РФ. № 24. 17.06.2002. ст.2253.

5См.: Избирательный кодекс Владимирской области. Владимир. Собор. 2009.

6См.: Закон Владимирской области от 5 мая 2006 года № 52-ОЗ «О наименованиях представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования и местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования) во Владимирской области». // Владимирские ведомости. № 96. 17.05.2006.

7См.: Закон Владимирской области от 25.07.2005 № 111-ОЗ «О совмещении выборов и сокращении сроков полномочий представительных органов и выборных должностных лиц муниципальных образований Владимирской области». // Владимирские ведомости. № 238. 26.07.2005.

8См.: Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. 2006. № 1(192). С.145-297.

9См.: Постановление Центризбиркома РФ от 09.06.2005 № 146/991-4 «О практике применения смешанной мажоритарно-пропорциональной избирательной системы при проведении выборов в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации во втором полугодии 2004 года и в первом полугодии 2005 года». // Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. 2005. № 7.

10См.: Закон Владимирской области от 30 марта 2005 года № 27-ОЗ «Об установлении сроков полномочий представительных органов первого созыва и глав вновь образованных муниципальных образований Владимирской области, а также определении даты их выборов». // Владимирские ведомости. № 110-111. 31.03.2005.

11См.: Закон Владимирской области от 9 июня 2009 года № 52-ОЗ «О продлении и сокращении сроков полномочий органов местного самоуправления в целях совмещения дня голосования на выборах органов местного самоуправления». // Владимирские ведомости. № 131. 10.06.2009.

12См.: Федеральный закон от 22 июля 2008 года № 149-ФЗ «О внесении изменений в статьи 8 и 82 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». // Собрание законодательства РФ. № 30 (ч.1). 28.07.2008. ст.3605.

13См.: Закон Владимирской области от 9 июня 2009 года № 52-ОЗ «О продлении и сокращении сроков полномочий органов местного самоуправления в целях совмещения дня голосования на выборах органов местного самоуправления». // Владимирские ведомости. № 131. 10.06.2009.

14Закон Владимирской области от 7 апреля 2010 года № 26-ОЗ «О внесении изменений в Закон Владимирской области «Избирательный кодекс Владимирской области». // Владимирские ведомости. № 89. 08.04.2010.

15Прим. авт..: Норма введена п.16 ст.36 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». // Собрание законодательства РФ. № 24. 17.06.2002. ст.2253.

16См.: Собрание законодательства РФ. № 52 (ч.1). 28.12.2009. ст.6441.

17См.: Собрание законодательства РФ. № 24. 17.06.2002. ст.2253; Избирательный кодекс Владимирской области. Владимир. Собор. 2009.

18См.: Собрание законодательства РФ. № 24. 17.06.2002. ст.2253; Избирательный кодекс Владимирской области. Владимир. Собор. 2009.

19Прим.авт.: Свое название джерримандеринг получил от имени известного американского политика конца 18 - начала 19 веков Элбриджа Джерри. Избранный в 1812 г. губернатором штата Массачусетс, он произвел такую нарезку округов по выборам в законодательное собрание штата, которая позволила демократам одержать победу. Один из округов имел вытянутую и изогнутую форму и очертаниями напоминал саламандру. Округ получил название "Gerry's Mander" (джерри-мандра). // См.: Электрон.ресурс. Режим доступа: http://mirslovarei.com/content_pol/DZHERRIMANDERING-DZHERRIMANDERIZM-3359.html.

20См.: Собрание законодательства РФ. № 24. 17.06.2002. ст.2253; Избирательный кодекс Владимирской области. Владимир. Собор. 2009.

21См.: Собрание законодательства РФ. № 40. 06.10.2003. ст.3822.

22Прим.авт.: В соответствии с п.7 ст.10 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и п.5 ст.11 Закона Владимирской области от 13 февраля 2003 года N 10-ОЗ «Избирательный кодекс Владимирской области» решение о назначении выборов в орган местного самоуправления должно быть принято не ранее чем за 90 дней и не позднее чем за 80 дней до дня голосования. // См.: Собрание законодательства РФ. № 24. 17.06.2002. ст.2253; Избирательный кодекс Владимирской области. Владимир. Собор. 2009.

23См.: Собрание законодательства РФ. № 24. 17.06.2002. ст.2253.