пнвтсрчтптсбвс

Календарь

<<<Июнь 2024>>>
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
ПнВтСрЧтПтСбВс

 

 

 

ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

03.03.2012

№ 66

Об обращении Харитонова А.М.


Рассмотрев обращение Харитонова А.М., Избирательная комиссия Владимирской области установила.

03.03.2012 г. в Избирательную комиссию Владимирской области поступило обращение по телефону Харитонова А.М. по факту распространения в г. Владимире газеты «PROГород», на восьмой полосе которой содержится материал «Общественники поддержали курс Путина». Данный материал, по мнению заявителя, содержит признаки предвыборной агитации в пользу кандидата на должность Президента РФ Путина В.В. Заявитель просит принять меры по пресечению распространения данного материала.

03.03.2012 г. данный вопрос был рассмотрен на заседании Избирательной комиссии Владимирской области. После изучения материала, указанного в обращении, Избирательная комиссия Владимирской области пришла к следующим выводам.

В газете «PROГород» №9 (130) на восьмой полосе под рубрикой «ПРО Солидное» размещен материал «Общественники поддержали курс Путина». Данный материал за подписью Киры Мишиной содержит информацию о прошедшем 28.02.2012 г. «круглом столе», в котором приняли участие представители общественных организаций, по обсуждению авторской статьи Владимира Путина «Россия и меняющийся мир».

Как установила Избирательная комиссия Владимирской области, изученные материалы не содержат информации о предстоящих 4 марта 2012 г. выборах Президента Российской Федерации. Кроме того, в изученных материалах не содержится указания на то, что Путин В.В. является кандидатом на должность Президента Российской Федерации. В ряде случаев указана должность В.В. Путина: Председатель Правительства Российской Федерации.

В соответствии с п.1 ст.49 Федерального закона от 10.01.2003 г. № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» (далее – Федеральный закон) в период проведения избирательной кампании предвыборной агитацией признаются:

1) призывы голосовать за или против кандидата (кандидатов);

2) выражение предпочтения какому-либо кандидату, какой-либо политической партии, выдвинувшей кандидата, в частности указание, за како-го кандидата будет голосовать избиратель (за исключением случая опубликования (обнародования) результатов опроса общественного мнения в соответствии с пунктом 2 статьи 47 Федерального закона);

3) описание возможных последствий избрания или неизбрания кандидата;

4) распространение информации с явным преобладанием сведений о каких-либо кандидатах, политических партиях, выдвинувших кандидатов, в сочетании с позитивными либо негативными комментариями;

5) распространение информации о деятельности кандидата, не связанной с его профессиональной деятельностью или исполнением им своих служебных (должностных) обязанностей;

6) деятельность, способствующая формированию положительного или отрицательного отношения избирателей к кандидату, политической партии, к которой принадлежит данный кандидат, политической партии, выдвинувшей кандидата.

При этом действия, совершаемые при осуществлении представителями организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, профессиональной деятельности и указанные в подпункте 1 пункта 1 вышеназванной статьи, признаются предвыборной агитацией в случае, если эти действия совершены с целью побудить избирателей голосовать за кандидата (кандидатов) либо против кандидата (кандидатов), а действия, указанные в подпунктах 2 - 6 пункта 1 вышеназванной статьи, - в случае, если эти действия совершены с такой целью неоднократно.

Аналогичные нормы содержатся в статье 48 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (Далее – Закон об основных гарантиях).

Конституционный Суд РФ в своем Постановлении от 30.10.2003 г. № 15-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы и жалобами граждан С.А. Бунтмана, К.А. Катаняна и К.С. Рожкова» (Далее – Постановление КС РФ) отмечает, что подпункты "б", "в", "г", "д", "е" пункта 2 статьи 48 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» во взаимосвязи с положениями статьи 45, подпунктом "а" пункта 2 и подпунктом "ж" пункта 7 статьи 48 - исходя из их конституционно-правового предназначения и смысла - не допускают расширительного понимания предвыборной агитации применительно к ее запрету для представителей организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, при осуществлении ими профессиональной деятельности, т.е. без учета того, что противозаконной агитационной деятельностью может признаваться только совершение ими предусмотренных в пункте 2 статьи 48 действий, преследующих специальную агитационную цель, - в отличие от информирования избирателей.

Поскольку как агитация, так и информирование любого характера могут побудить избирателей сделать тот или иной выбор, то очевидно, что критерием, позволяющим различить предвыборную агитацию и информирование, может служить лишь наличие в агитационной деятельности специальной цели - склонить избирателей в определенную сторону, обеспечить поддержку или, напротив, противодействие конкретному кандидату, избирательному объединению. В противном случае граница между информированием и предвыборной агитацией стиралась бы, так что любые действия по информированию избирателей можно было бы подвести под понятие агитации, что в силу действующего для представителей организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, запрета неправомерно ограничивало бы конституционные гарантии свободы слова и информации, а также нарушало бы принципы свободных и гласных выборов.

Подпункт "е" пункта 2 статьи 48 признает предвыборной агитацией деятельность, способствующую созданию положительного или отрицательного отношения избирателей к кандидату. В случаях противоправной агитации эта деятельность также предполагает наличие такого необходимого признака (компонента) агитации, как ее осознанно агитационный характер. Иначе допускалось бы неправомерное распространение данной нормы на произвольно широкий круг действий, связанных с информированием, которое объективно может способствовать созданию положительного или отрицательного отношения избирателей к кандидату, однако в силу отсутствия умысла не относится к агитации. Тем самым вводились бы чрезмерные ограничения как права избирателей на получение достоверной информации, так и свободы массовой информации.

Таким образом, фактов, подтверждающих наличие предвыборной агитации, предусмотренной п. 1 ст. 49 Федерального закона и п. 2 ст. 48 Закона об основных гарантиях, указанных в обращении, не установлено.

На основании вышеизложенного, Избирательная комиссия Владимирской области постановляет:


В удовлетворении требований, изложенных в обращении, отказать.




Председатель
Избирательной комиссии
В.Н. Коматовский
Секретарь
Избирательной комиссии
С.А. Канищев
Сохранить текст постановления