пнвтсрчтптсбвс

Календарь

<<<Июль 2024>>>
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031
ПнВтСрЧтПтСбВс

 

 

 

Постановление Избирательной комиссии Владимирской области № 305

ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

17.10.2011

№ 305

О жалобе Председателя Совета ВНП «Голос» Л.И. Ешану, входящий № 1254 от 07.10.2011 г.

Рассмотрев жалобу Председателя Совета ВНП «Голос» Л.И. Ешану, входящий № 1254 от 07.10.2011 г., Избирательная комиссия Владимирской области установила.

07.10.2011 г. в Избирательную комиссию Владимирской области поступила жалоба Председателя Совета ВНП «Голос» Л.И. Ешану, входящий № 1254 от 07.10.2011 г., в которой заявитель просит принять меры для пресечения противоправной агитационной деятельности, выразившейся в распространении в эфире телеканалов «Россия24-Владимир», «Вариант V» и «6 канал» программы «Зайцева передача», которая, по мнению заявителя, является агитационной. Кроме того, автор просит привлечь к административной ответственности должностных лиц вышеназванных телеканалов согласно ст.5.5 и 5.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Далее заявитель просит принять меры для пресечения противоправных действий со стороны Владимирского регионального отделения ВПП «ЕДИНАЯ РОССИЯ» и других лиц, незаконно размещающих на платной основе указанную программу в эфире телеканалов ГТРК-Владимир, «Вариант V» и «6 канал», а также со стороны указанных телеканалов и должностных лиц указанных телеканалов, оказывающих платные услуги указанному избирательному объединению и привлечению их к административной ответственности по ст.5.18 и 5.20 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

11.10.2011 г. данный вопрос был рассмотрен на заседании Рабочей группы Избирательной комиссии Владимирской области по информационным спорам и иным вопросам информационного обеспечения выборов. По итогам рассмотрения было принято решение направить запросы в адрес телеканалов ГТРК-Владимир, «Вариант V» и «6 канал» с просьбой:

1. Представить в Избирательную комиссию Владимирской области копии выпусков «Зайцевой передачи», вышедшие в эфир в период с 26.09 по 5.10.2011 г.

2. Представить разъяснения по фактам, изложенным в жалобе.

3. Сообщить, кто является заказчиком и изготовителем вышеназванной передачи.

4. Сообщить, на каких условиях (на платной или безвозмездной основе) размещается данная программа в эфире телеканала.

17.10.2011 г. жалоба Председателя Совета ВНП «Голос» Л.И. Ешану, входящий № 1254 от 07.10.2011 г. вновь была рассмотрена на заседании Рабочей группы Избирательной комиссии Владимирской области по информационным спорам и иным вопросам информационного обеспечения выборов.

Рассмотрев ответы Филиала федерального государственного унитарного предприятия «Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания» «Государственная телевизионная и радиовещательная компания «Владимир» (ГТРК «Владимир») № 276/01-10 от 14.10.2011 г., ООО «Первое городское телевидение» № 36 от 14.10.2011 г. и ООО Рекламно-информационного агентства «Владимир-Регион», исх. № 051 от 17.10.2011г. Рабочая группа установила следующее:

1. Программы, размещенные в эфире телеканала «Россия-24» 26.09, 28.09 и 3.10 являются авторскими и предоставлены автором С. Зайцевым для телеканала «Россия-24» на безвозмездной основе. Программы в соответствии со ст.3 Федерального закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» не отвечали признакам рекламного материала и размещались не в рекламном блоке.

2. Программа «Зайцева передача» размещается на телеканале «Вариант V» на основании Договора № 981 от 05.08.2011 г. на возмездной основе. Заказчиком данной программы является Зайцев Сергей Николаевич.

3. Программа «Зайцева передача» является авторским произведением гр. Зайцева Сергея Николаевича и размещается в эфире телепрограммы «Шестой канал» на платной основе в соответствии с заключенным с автором программы договором № 002 от 01.08.2011 г.

Изучив четыре выпуска «Зайцевой передачи», представленных телеканалами, Рабочая группа установила, что программа позиционируется автором как «занимательная политинформация».

Основная масса сообщений программы является компиляцией материалов, заимствованных из других открытых источников. Более того, данная программа может рассматриваться как юмористическая, а законодательство о выборах не содержит регулирования в отношении выпуска юмористических передач. Для того чтобы такие передачи не были признаны агитационными, они не должны нарушать принцип равенства кандидатов, политических партий.

В соответствии с ч.1 ст.55 Федерального закона от 18.05.2005 г. № 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (далее – Федеральный закон) в период проведения избирательной кампании по выборам депутатов Государственной Думы предвыборной агитацией признаются:

1) призывы голосовать за федеральный список кандидатов или против него, либо за кандидата (кандидатов) или против него (них);

2) выражение предпочтения какой-либо политической партии, выдвинувшей федеральный список кандидатов, какому-либо кандидату (каким-либо кандидатам), в частности указание на то, за какую политическую партию, какой федеральный список кандидатов, какого кандидата (каких кандидатов) будет голосовать избиратель (за исключением случая опубликования (обнародования) результатов опроса общественного мнения в соответствии с частью 2 статьи 53 вышеназванного Федерального закона);

3) описание возможных последствий допуска того или иного федерального списка кандидатов к распределению депутатских мандатов;

4) распространение информации, в которой явно преобладают сведения о какой-либо политической партии, выдвинувшей федеральный список кандидатов, каком-либо кандидате (каких-либо кандидатах) в сочетании с позитивными либо негативными комментариями;

5) распространение информации о деятельности кандидатов, не связанной с их профессиональной деятельностью или исполнением ими своих служебных (должностных) обязанностей;

6) деятельность, способствующая формированию положительного или отрицательного отношения избирателей к политической партии, выдвинувшей федеральный список кандидатов, кандидату (кандидатам).

При этом действия, совершаемые при осуществлении представителями организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, профессиональной деятельности и указанные в пункте 1 части 1 настоящей статьи, признаются предвыборной агитацией в случае, если эти действия совершены с целью побудить избирателей голосовать за федеральный список кандидатов или против него, либо за кандидата (кандидатов) или против него (них), а действия, указанные в пунктах 2 - 6 части 1 той же статьи Федерального закона, - в случае, если эти действия совершены с такой целью неоднократно.

Ни один из изученных Рабочей группой выпусков «Зайцевой передачи» не содержал признаков предвыборной агитации, предусмотренных данными положениями Федерального закона.

Количественный анализ упоминаний о политических партиях не дает возможности сделать вывод о том, что в представленных четырех выпусках программы выражается предпочтение какой-либо политической партии, выдвинувшей федеральный список кандидатов, какому-либо кандидату (каким-либо кандидатам). В частности, в просмотренных сюжетах политическая партия «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ» упоминается 6 раз, политическая партия КПРФ - 5 раз, политическая партия «ЕДИНАЯ РОССИЯ» - 4 раза, РОДП «ЯБЛОКО» - 3 раза, политическая партия ЛДПР – 2 раза, политические партии «Патриоты России» и «Правое Дело» - по одному разу.

Просьба выступившего на заседании Рабочей группы заявителя признать данную программу агитационной на основании того, что в ней распространялась информация, в которой явно преобладают сведения о какой-либо политической партии, выдвинувшей федеральный список кандидатов, каком-либо кандидате (каких-либо кандидатах) в сочетании с позитивными либо негативными комментариями, не была удовлетворена в связи с тем, что не была установлена специальная агитационная цель. Автор программы не пытается склонить избирателей в определенную сторону, обеспечить поддержку тому или иному кандидату или избирательному объединению, а лишь высказывает свое мнение по поводу фактов, полученных из других средств массовой информации в соответствии с форматом программы.

В Постановлении Конституционного Суда РФ от 30.10.2003 г. № 15-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы и жалобами граждан С.А. Бунтмана, К.А.Катаняна и К.С. Рожкова» говорится, что критерием, позволяющим различить предвыборную агитацию и информирование, может служить лишь наличие в агитационной деятельности специальной цели - склонить избирателей в определенную сторону, обеспечить поддержку или, напротив, противодействие конкретному кандидату, избирательному объединению. В противном случае граница между информированием и предвыборной агитацией стиралась бы, так что любые действия по информированию избирателей можно было бы подвести под понятие агитации, что в силу действующего для представителей организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, запрета неправомерно ограничивало бы конституционные гарантии свободы слова и информации, а также нарушало бы принципы свободных и гласных выборов.

Само по себе позитивное или негативное мнение о ком-либо из кандидатов не является предвыборной агитацией и не может послужить основанием для привлечения к административной ответственности представителя организации, осуществляющей выпуск средств массовой информации, если только не будет доказана специальная цель, а именно направленность на поддержку либо на противодействие конкретному кандидату, избирательному объединению. "Выражение предпочтения" является не чем иным, как разновидностью выражения мнений. Следовательно, применительно к профессиональной деятельности представителей средств массовой информации толкование такого действия, как выражение предпочтения, в качестве правонарушения - без доказанности его направленности именно на агитацию - означало бы ограничение свободы выражения мнений и нарушение свободы массовой информации.

В своей жалобе Л.И. Ешану указывает на то, что в одном из выпусков программы автор сослался на «недавние опросы общественного мнения, согласно которым за «Единую Россию» готовы голосовать от 42 до 59 %». Вместе с тем в программе звучат следующие слова: «А у этой «Единой России», заметим, по результатам последних социологических замеров, уровень поддержки от 42 до 59 процентов». Статья 46 Федерального закона от 12.02.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» регламентирует отношения по опубликованию (обнародованию) результатов опросов общественного мнения только связанных с выборами. Указанная в сюжете фраза не позволяет сделать вывод о том, что данные «замеры» связаны с выборами и являются результатами опросов общественного мнения.

На основании вышеизложенного, Избирательная комиссия Владимирской области постановляет:


1. Признать, что программа «Зайцева передача» не является агитационной.

2. Отказать в удовлетворении жалобы Председателя Совета ВНП «Голос» Л.И. Ешану, входящий № 1254 от 07.10.2011 г., в полном объеме.




Председатель
Избирательной комиссии
В.Н. Коматовский
Секретарь
Избирательной комиссии
С.А. Канищев