пнвтсрчтптсбвс

Календарь

<<<Июль 2024>>>
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031
ПнВтСрЧтПтСбВс

 

 

 

Постановление Избирательной комиссии Владимирской области № 369

ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

08.11.2011

№ 369

О жалобе Регионального отделения политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ во Владимирской области по факту распространения газеты «Ваша газета – Единая Россия» № 43 (163) от 27.10.2011 г.

Рассмотрев жалобу Регионального отделения политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ во Владимирской области по факту распространения газеты «Ваша газета – Единая Россия» № 43 (163) от 27.10.2011 г., Избирательная комиссия Владимирской области установила.

02.11.2011 г. в Избирательную комиссию Владимирской области поступила жалоба от Регионального отделения политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ во Владимирской области по факту распространения газеты «Ваша газета – Единая Россия» № 43 (163) от 27.10.2011 г. Заявитель считает, что данная газета является агитационным материалом, выпущенным с нарушением требований действующего законодательства. Также заявитель просит при нарушении норм избирательного законодательства дать оценку указанным нарушениям и принять допустимые меры реагирования по указанным фактам.

07.11.2011 г. данный вопрос был рассмотрен на заседании Рабочей группы Избирательной комиссии Владимирской области по информационным спорам и иным вопросам информационного обеспечения выборов. После изучения материалов, указанных в жалобе, Рабочая группа пришла к следующим выводам.

Материал «Отвечая на важные вопросы», размещенный на первой полосе газеты является информацией о посещении Президентом РФ Д. Медведевым и главой Правительства В. Путиным центрального исполкома партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ». В продолжении данного материала на второй полосе имеется ссылка: «Текст и фото «Первый канал», 21.10.2011 г.». Материал содержит, в основном, прямую речь участников селекторного совещания, проведенного в центральном исполкоме. Символика ВПП «ЕДИНАЯ РОССИЯ» на фотографии на первой полосе находится не в фокусе и сильно размыта.

Материал «Команда Путина – все избиратели», размещенный под рубрикой «Прямая речь», на первой полосе издания является отчетом о прошедшей пресс-конференции Губернатора Владимирской области Н.В. Виноградова и также, в большей своей части, состоит из цитат. Упоминание о партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» в данном материале содержится только в редакционном комментарии, что во Владимирской области подписание соглашения «За честные выборы» было инициировано региональным отделением «ЕДИНОЙ РОССИИ».

Материал «Услышать каждого», размещенный на второй полосе издания, содержит комментарии секретаря Президиума Генерального совета ВПП «ЕДИНАЯ РОССИЯ» С.Неверова в связи с недавней публикацией программы Общероссийского народного фронта. Упоминание о партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» в данном материале содержится только в одной фразе «Программа народных инициатив ОНФ – это план развития страны, который будет осуществлять «ЕДИНАЯ РОССИЯ» совместно с ОНФ в ближайшие годы».

Материал «Здравоохранение выходит на новый уровень», размещенный на третьей полосе, содержит информацию о реализации программ здравоохранения в стране в целом и во Владимирской области в частности. Текст содержит большое количество статистических данных, а также цитаты из различных выступлений В. Путина. Ни одного упоминания о партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» материал не содержит.

Материал «Вернуть престиж учительской профессии», размещенный на четвертой полосе также содержит большое количество статистических данных об изменениях, произошедших в системе образования за последние годы. Дважды в тексте упоминается фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ», созданная в Законодательном Собрании Владимирской области.

Материал «ВУЗ больших возможностей», размещенный на пятой полосе, сообщает о программе укрупнения ВУЗов страны и о прошедшем слиянии двух крупнейших владимирских ВУЗов. Ни одного упоминания о партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» материал не содержит.

В соответствии с положениями пунктов 4 и 6 ч.1 ст.55 Федерального закона от 18.05.2005 г. № 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (далее – Федеральный закон) в период проведения избирательной кампании по выборам депутатов Государственной Думы предвыборной агитацией признаются в том числе:

распространение информации, в которой явно преобладают сведения о какой-либо политической партии, выдвинувшей федеральный список кандидатов, каком-либо кандидате (каких-либо кандидатах) в сочетании с позитивными либо негативными комментариями;

деятельность, способствующая формированию положительного или отрицательного отношения избирателей к политической партии, выдвинувшей федеральный список кандидатов, кандидату (кандидатам).

При этом действия, совершаемые при осуществлении представителями организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, профессиональной деятельности и указанные в пункте 1 части 1указанной статьи, признаются предвыборной агитацией в случае, если эти действия совершены с целью побудить избирателей голосовать за федеральный список кандидатов или против него, либо за кандидата (кандидатов) или против него (них), а действия, указанные в пунктах 2 - 6 части 1 той же статьи Федерального закона, - в случае, если эти действия совершены с такой целью неоднократно.

Аналогичные нормы содержатся в статье 48 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (Далее – Закон об основных гарантиях).

Конституционный Суд РФ в своем Постановлении от 30.10.2003 г. № 15-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы и жалобами граждан С.А. Бунтмана, К.А. Катаняна и К.С. Рожкова» (Далее – Постановление КС РФ) отмечает, что подпункты "б", "в", "г", "д", "е" пункта 2 статьи 48 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» во взаимосвязи с положениями статьи 45, подпунктом "а" пункта 2 и подпунктом "ж" пункта 7 статьи 48 - исходя из их конституционно-правового предназначения и смысла - не допускают расширительного понимания предвыборной агитации применительно к ее запрету для представителей организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, при осуществлении ими профессиональной деятельности, т.е. без учета того, что противозаконной агитационной деятельностью может признаваться только совершение ими предусмотренных в пункте 2 статьи 48 действий, преследующих специальную агитационную цель, - в отличие от информирования избирателей.

Поскольку как агитация, так и информирование любого характера могут побудить избирателей сделать тот или иной выбор, то очевидно, что критерием, позволяющим различить предвыборную агитацию и информирование, может служить лишь наличие в агитационной деятельности специальной цели - склонить избирателей в определенную сторону, обеспечить поддержку или, напротив, противодействие конкретному кандидату, избирательному объединению. В противном случае граница между информированием и предвыборной агитацией стиралась бы, так что любые действия по информированию избирателей можно было бы подвести под понятие агитации, что в силу действующего для представителей организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, запрета неправомерно ограничивало бы конституционные гарантии свободы слова и информации, а также нарушало бы принципы свободных и гласных выборов.

В подпункте "г" пункта 2 статьи 48 Закона об основных гарантиях предвыборной агитацией признается распространение информации с явным преобладанием сведений о каких-либо кандидатах в сочетании с позитивными либо негативными комментариями. Однако в информационных сообщениях о предвыборных мероприятиях кандидата не могут не преобладать сведения именно об этом кандидате, и, следовательно, главную смысловую нагрузку в предусмотренном данным подпунктом виде агитационной деятельности имеет наличие позитивных или негативных комментариев о нем, что также является разновидностью выражения мнений и в отсутствие агитационной цели не может рассматриваться в качестве предвыборной агитации.

Подпункт "е" пункта 2 статьи 48 признает предвыборной агитацией деятельность, способствующую созданию положительного или отрицательного отношения избирателей к кандидату. В случаях противоправной агитации эта деятельность также предполагает наличие такого необходимого признака (компонента) агитации, как ее осознанно агитационный характер. Иначе допускалось бы неправомерное распространение данной нормы на произвольно широкий круг действий, связанных с информированием, которое объективно может способствовать созданию положительного или отрицательного отношения избирателей к кандидату, однако в силу отсутствия умысла не относится к агитации. Тем самым вводились бы чрезмерные ограничения как права избирателей на получение достоверной информации, так и свободы массовой информации.

На основании вышеизложенного, фактов, подтверждающих наличие предвыборной агитации, предусмотренной частью 1 ст. 55 Федерального закона и п. 2 ст. 48 Закона об основных гарантиях, указанных в жалобе, не установлено.

На основании вышеизложенного, Избирательная комиссия Владимирской области постановляет:


1. Признать, что газета «Ваша газета» № 43 (163) от 27.10.2011 г. не содержит признаков предвыборной агитации предусмотренных частью 1 ст. 55 Федерального закона и п. 2 ст. 48 Закона об основных гарантиях.

2. Отказать в удовлетворении жалобы в части, касающейся компетенции Избирательной комиссии Владимирской области, в полном объеме.




Председатель
Избирательной комиссии
В.Н. Коматовский
Секретарь
Избирательной комиссии
С.А. Канищев
Сохранить текст постановления