пнвтсрчтптсбвс

Календарь

<<<Июль 2024>>>
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031
ПнВтСрЧтПтСбВс

 

 

 

Постановление Избирательной комиссии Владимирской области № 395

ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

11.11.2011

№ 395

Об обращении Председателя ВНП «Голос» Л.И. Ешану по факту выхода в эфире ГТРК Владимир 31.10.2011 г. сюжета о Втором съезде матерей Центрального федерального округа, прошедшем в г.Владимире

Рассмотрев обращение Председателя ВНП «Голос» Л.И. Ешану по факту выхода в эфире ГТРК Владимир 31.10.2011 г. сюжета о Втором съезде матерей Центрального федерального округа, прошедшем в г.Владимире, Избирательная комиссия Владимирской области установила.

02.11.2011 г. в Избирательную комиссию Владимирской области поступила обращение Председателя ВНП «Голос» Л.И. Ешану по факту выхода в эфире ГТРК Владимир 31.10.2011 г. сюжета о Втором съезде матерей Центрального федерального округа, прошедшем в г.Владимире. Заявитель указывает, что в сюжете даны комментарии Председателя Законодательного Собрания Владимирской области В.Н. Киселева (в титрах указана его принадлежность к «ЕДИНОЙ РОССИИ») и заместителя Председателя О.Н. Хохловой (в титрах указана ее принадлежность к «ЕДИНОЙ РОССИИ»), что, по мнению заявителя, создает положительное отношение к партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ». На основании вышеизложенного заявитель просит привлечь редакцию средства массовой информации – филиала ФГУП ВГТРК ГТРК «Владимир» к административной ответственности по ст. 5.10 КоАП РФ.

10.11.2011 г. данный вопрос был рассмотрен на заседании Рабочей группы Избирательной комиссии Владимирской области по информационным спорам и иным вопросам информационного обеспечения выборов. После изучения копий сюжетов и ознакомления с ответом, представленным ГТРК Владимир, Рабочая группа пришла к следующим выводам:

- Сюжет о втором съезде матерей ЦФО общей продолжительностью 3 минуты 40 секунд содержит большое количество интервью, в том числе и В. Киселева и О.Хохловой.

- Титры, сопровождавшие выступление В.Киселева, содержат следующую информацию «Владимир Киселев. Председатель Законодательного Собрания Владимирской области, член Президиума регионального Политсовета «ЕДИНОЙ РОССИИ». В. Киселев является членом фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ» в Законодательном Собрании Владимирской области.

- Титры, сопровождавшие выступление О. Хохловой содержат информацию «Ольга Хохлова. Заместитель Председателя Законодательного Собрания Владимирской области, руководитель фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ». Как Заместитель Председателя О. Хохлова курирует в Законодательном Собрании вопросы социальной сферы.

- Ранее было установлено, что сайт ГТРК Владимир не является зарегистрированным СМИ и сюжеты, размещаемые на сайте, не являются точной копий сюжетов, выходящих в эфире ГТРК Владимир.

В соответствии с положениями пунктов 4 и 6 ч.1 ст.55 Федерального закона от 18.05.2005 г. № 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (далее – Федеральный закон) в период проведения избирательной кампании по выборам депутатов Государственной Думы предвыборной агитацией признаются в том числе:

распространение информации, в которой явно преобладают сведения о какой-либо политической партии, выдвинувшей федеральный список кандидатов, каком-либо кандидате (каких-либо кандидатах) в сочетании с позитивными либо негативными комментариями;

деятельность, способствующая формированию положительного или отрицательного отношения избирателей к политической партии, выдвинувшей федеральный список кандидатов, кандидату (кандидатам).

При этом действия, совершаемые при осуществлении представителями организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, профессиональной деятельности и указанные в пункте 1 части 1указанной статьи, признаются предвыборной агитацией в случае, если эти действия совершены с целью побудить избирателей голосовать за федеральный список кандидатов или против него, либо за кандидата (кандидатов) или против него (них), а действия, указанные в пунктах 2 - 6 части 1 той же статьи Федерального закона, - в случае, если эти действия совершены с такой целью неоднократно.

Аналогичные нормы содержатся в статье 48 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (Далее – Закон об основных гарантиях).

Конституционный Суд РФ в своем Постановлении от 30.10.2003 г. № 15-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы и жалобами граждан С.А. Бунтмана, К.А. Катаняна и К.С. Рожкова» (Далее – Постановление КС РФ) отмечает, что подпункты "б", "в", "г", "д", "е" пункта 2 статьи 48 Закона об основных гарантиях во взаимосвязи с положениями статьи 45, подпунктом "а" пункта 2 и подпунктом "ж" пункта 7 статьи 48 - исходя из их конституционно-правового предназначения и смысла - не допускают расширительного понимания предвыборной агитации применительно к ее запрету для представителей организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, при осуществлении ими профессиональной деятельности, т.е. без учета того, что противозаконной агитационной деятельностью может признаваться только совершение ими предусмотренных в пункте 2 статьи 48 действий, преследующих специальную агитационную цель, - в отличие от информирования избирателей.

Поскольку как агитация, так и информирование любого характера могут побудить избирателей сделать тот или иной выбор, то очевидно, что критерием, позволяющим различить предвыборную агитацию и информирование, может служить лишь наличие в агитационной деятельности специальной цели - склонить избирателей в определенную сторону, обеспечить поддержку или, напротив, противодействие конкретному кандидату, избирательному объединению. В противном случае граница между информированием и предвыборной агитацией стиралась бы, так что любые действия по информированию избирателей можно было бы подвести под понятие агитации, что в силу действующего для представителей организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, запрета неправомерно ограничивало бы конституционные гарантии свободы слова и информации, а также нарушало бы принципы свободных и гласных выборов.

В подпункте "г" пункта 2 статьи 48 Закона об основных гарантиях предвыборной агитацией признается распространение информации с явным преобладанием сведений о каких-либо кандидатах в сочетании с позитивными либо негативными комментариями. Однако в информационных сообщениях о предвыборных мероприятиях кандидата не могут не преобладать сведения именно об этом кандидате, и, следовательно, главную смысловую нагрузку в предусмотренном данным подпунктом виде агитационной деятельности имеет наличие позитивных или негативных комментариев о нем, что также является разновидностью выражения мнений и в отсутствие агитационной цели не может рассматриваться в качестве предвыборной агитации.

Подпункт "е" пункта 2 статьи 48 признает предвыборной агитацией деятельность, способствующую созданию положительного или отрицательного отношения избирателей к кандидату. В случаях противоправной агитации эта деятельность также предполагает наличие такого необходимого признака (компонента) агитации, как ее осознанно агитационный характер. Иначе допускалось бы неправомерное распространение данной нормы на произвольно широкий круг действий, связанных с информированием, которое объективно может способствовать созданию положительного или отрицательного отношения избирателей к кандидату, однако в силу отсутствия умысла не относится к агитации. Тем самым вводились бы чрезмерные ограничения как права избирателей на получение достоверной информации, так и свободы массовой информации.

На основании вышеизложенного, фактов, подтверждающих наличие предвыборной агитации, предусмотренной п.2.1 ст. 48 Закона об основных гарантиях и частью 2 ст. 55 Федерального закона, указанных в жалобе, не установлено. Обнародование принадлежности гражданина к той или иной политической партии само по себе не может свидетельствовать о наличии в действиях лиц, разместивших эти материалы в СМИ, специальной агитационной цели. Фракции депутатов Законодательного Собрания Владимирской области являются депутатскими объединениями, создаваемыми в соответствии с Главой 4 Постановления Законодательного Собрания Владимирской области от 29.07.2009 г. № 180 «О Регламенте Законодательного Собрания Владимирской области» и не являются структурными подразделениями политических партий.

На основании вышеизложенного, Избирательная комиссия Владимирской области постановляет:


1. Признать, что информационный сюжет о втором съезде матерей ЦФО, вышедший в эфире ГТРК Владимир 31.10.2011 г., не является агитационным на основании положений части 2 ст. 55 Федерального закона и п.2.1 ст. 48 Закона об основных гарантиях.

2. Отказать в удовлетворении жалобы Председателя ВНП «Голос» Л.И. Ешану в полном объеме.




Председатель
Избирательной комиссии
В.Н. Коматовский
Секретарь
Избирательной комиссии
С.А. Канищев
Сохранить текст постановления